Особенности мотивации сотрудников на разных этапах жизненного цикла компании

Особенности мотивации сотрудников на разных этапах жизненного цикла компании

24.11.2019 0 Автор admin

Эффективная система мотивации персонала включает в себя методы материального, нематериального и корпоративного стимулирования. Эксперты, предоставляющие услуги управленческого консалтинга, подчеркивают, что при разработке подобной системы необходимо учитывать не только специфику бизнеса, но и этап жизненного цикла предприятия.

Стадия формирования и интенсивного развития

Характерной особенностью практически любого бизнеса на начальных этапах развития является многофункциональность сотрудников. При этом у компании зачастую отсутствуют свободные средства, которые можно направить на материальное поощрение команды. Поэтому на этом этапе большое значение играют методы нематериальной мотивации, возможность получения нового опыта и перспективы стремительного карьерного роста в ближайшие 2-3 года. Наиболее активным сотрудникам также могут быть предложены бонусы в виде процента от прибыли организации.

На стадии интенсивного роста бизнеса происходит значительное увеличение объема продаж. В среднем этот период занимает от 2 до 3 лет. Чаще всего именно на этом этапе компания остро страдает от дефицита квалифицированных кадров, в силу чего нагрузка на ведущих специалистов возрастает, чаще возникают межличностные конфликты. Поэтому разработка системы мотивации обязательно должна включать мероприятия, направленные на укрепление командного духа и улучшение психологического климата в коллективе — спортивные соревнования между отделами, выездные конференции, семинары и т. д.

Этапы стабилизации и старения бизнеса

Компании, успешно преодолевшие трехлетний “барьер”, как правило, располагают оптимальным штатом с выраженной специализацией сотрудников. Все основные бизнес-процессы на этом этапе формализованы, что позволяет разработать многоуровневую систему материальной мотивации с привязкой к ключевым показателям эффективности (KPI), которые определяются отдельно для каждой должности.

По мере старения бизнеса возрастает текучесть кадров, бизнес-процессы становятся более бюрократизированными, а доступные ресурсы компании жестко ограничены. Важнейшей задачей при этом является удержание ключевых сотрудников, наиболее квалифицированных и опытных. В связи с этим система мотивации должна быть пересмотрена таким образом, чтобы создать максимально привлекательные условия труда для ведущих специалистов.