Перевести текст

Italian Latvian Lithuanian Serbian Ukrainian

"Космический туризм" отмечает 10-летие

В космонавтике знаковый юбилей. 10 лет назад, 28 апреля 2001 года, в космос запустили первого туриста

Ровно 10 лет назад, 28 апреля 2001 года, на российском корабле "Союз" к МКС отправился первый космический турист-предприниматель из США, бывший сотрудник НАСА, Деннис Тито. За почти 8 суток на орбите он выложил 20 миллионов долларов. С началом эры платных полётов примеру Тито последовали ещё 6 человек, последний - в 2009 году.

 

Космический "турист" - это не просто непрофессиональный космонавт, а тот, кто летит за счёт личных средств. Так, например, в 1990 году японский журналист Тойохиро Акияма (Toyohiro Akiyama) вёл телерепортажи с борта российской станции "Мир" (очень плохо перенося невесомость). Но так как полёт оплатила Токийская вещательная корпорация, его нельзя считать туристом. Как и учительницу из США Шэрон Кристу Макоулифф (Sharon Christa McAuliffe), выбранную по программе НАСА "Учитель в космосе". Макоулифф погибла в 1986 году вместе с шаттлом "Челленджер", и программу закрыли.

Когда находятся желающие выложить свои кровные за полёт на "Союзе", кто-то должен взять на себя все хлопоты и переговоры с Роскосмосом. Так возникла компания "Спейс Адвенчерс" со штаб-квартирой в США. Через её руки прошли Деннис Тито и все остальные. В начале этого года компания сообщила, что в 2013 году полёты туристов на "Союзах" возобновятся. Они прервались после увеличения экипажа МКС до 6 человек. "Союзы" станут стартовать чаще, а туристам предложат выход в открытый космос в российском скафандре "Орлан" за дополнительные 15 миллионов долларов.

Сколько желающих записались и стоят на очереди, не афишируется. Но очевидно главное: несмотря на растущую цену билета, доля финансовых поступлений Роскосмосу от туризма за 10 лет падала и в любом случае не превысит процент от бюджета ведомства, который вырос за то же время в 20 раз. Если на рубеже веков туризм казался чуть ли не "спасителем" нашей космической отрасли, то сейчас его нужно максимально отделить от государственных программ, говорит эксперт в области космонавтики Игорь Лисов:

"По крайней мере должно быть чёткое разделение по финансам. Скажем, такая-то фирма заказывает корабль за свои деньги и возит туристов, нанимает экипаж и так далее. Когда это делается в рамках госпрограммы, это всегда очень проблематично. Не говоря уже о том, что турист элементарно "выпихивал" нашего космонавта из экипажа. Не вижу большого смысла в том, чтобы возить раз в год туристов. Вероятно, это имеет смысл для конкретных организаторов, получающих комиссионные. А для государства – никакого".

"Спейс Адвенчерс" со временем начала принимать заказы и на суборбитальный полёт - подъём на 100 километров, спуск и несколько минут в невесомости. Цена билета от 102-х тысяч долларов. Корабля у компании нет. На её сайте появилось совсем фантастическое предложение – облёт Луны за 100 миллионов долларов. Возможный вариант: на российском корабле с разгонным блоком, похожим на тот, которым выводят спутники на геостационарную орбиту. По мнению Игоря Лисова, это чистая утопия:

"Если они дадут миллиард сверху на отработку всей системы и на сертификацию, тогда можно поверить. И то не убеждён, что одним миллиардом обойдётся. Как можно отправить в облёт Луны человека, тем более за деньги, не испытав это предварительно в беспилотном виде и без туристов? Смешно".

В последние годы на рынке подобных услуг появились игроки, не связанные с Роскосмосом. Американская компания известного бизнесмена Ричарда Бренсона "Вёрджин Гэлэктик" готовит свой корабль "Спейсшип" для суборбитальных полётов с шестью пассажирами, стартующий с особого самолёта. Согласно её сайту, забронировано более 400 мест за задаток в 20 тысяч долларов. Первый полёт намечен на 2012 год. Набирает силу самый серьёзный конкурент "Союзам" - компания "Спейс-Икс" американца Элона Маска (Elon Musk), испытавшая орбитальные ракету и корабль, пока грузовой, но создаётся и пилотируемая версия. По соглашению с НАСА "Спейс-Икс" в перспективе будет доставлять на МКС астронавтов, не отказываясь и от туристов. Маск спешит состыковать свой грузовой корабль с МКС до конца года. Тогда пилотируемый полет возможен года через три. Следовательно, российские корабли перестанут быть единственными средствами доставки грузов и астронавтов на станцию. На фоне спешных приготовлений "Спейс-Икса" Роскосмос занял логичную позицию. Наше ведомство не разрешит частным кораблям стыковаться с МКС, пока они не будут полностью соответствовать нормам безопасности, поясняет глава пресс-службы Александр Воробьёв:

"Должна проходить сертификация. Люки должны быть одинаковы, качество изделия - чтобы, пристыковавшись, мы бы вдруг не узнали, что МКС нанесён какой-то вред. Поэтому определённые нормы понадобятся. Этот вопрос будет решаться не только Роскосмосом, но и всеми участниками проекта МКС".

Когда в космос полетит сразу несколько туристов, понадобятся дополнительные помещения - космические отели, которые разрабатывает ряд компаний. Дальше других продвинулась фирма магната из США Роберта Бигелоу (Bigelow), испытавшая в космосе два надувных жилых модуля. Первоначально речь шла о том, что отели будут полностью автономны, но следующий отельный модуль (запуск после 2012 года), скорее всего, соединят с МКС. От этого сам магнат только выиграет, ведь в таком случае заказчиком модуля станет НАСА, стремящаяся расширить объём американского сегмента станции. Собеседники едины во мнении, что нашей космонавтике отели не нужны. Наплыва постояльцев в ближайшие годы не будет, а для суборбитальных полётов отели не пригодятся. Кстати, на более доступном суборбитальном направлении и возможен наплыв туристов.

Один примечательный момент – отсутствие среди первых туристов россиян. Хотя в России есть очень богатые люди. Один россиянин из Госдумы всё-таки появлялся, вспоминает Александр Воробьёв, собирался лететь в космос. Потом почему-то расхотел.
По материалам  сайта Радио "Голос России"
 

Комментарии   

 
0 #1 Евгений 10.10.2011 19:50
Мож через 10 лет билеты в космос подешевеют, тогда я слетаю тоже!
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Symbol
Блог